- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Инвестиционная политика казахстана в контексте сотрудничества с Китайской Народной Республикой
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011086 |
Тема: | Инвестиционная политика казахстана в контексте сотрудничества с Китайской Народной Республикой |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Л.Н. ГУМИЛЕВА Кизабекова Анара Омиртаева ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ специальность: 6М050200 «Политология» (научно-педагогическое направление) Астана 2017 г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Л.Н. ГУМИЛЕВА Допущен к защите: Декан факультета журналистики иполитологии _________________ Сак.К.О. «____» ______________2016 г. Магистерская диссертация ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ специальность: 6М050200 «Политология» (научно-педагогическое направление) Магистрант ___________________ А.О.Кизабекова Научный руководитель, ___________________ Г.Б. Аскеева проф., к.ф.н. Зав. кафедрой ___________________ Е.Л. Нечаева политологии Астана 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 9 1.1 Инвестиционная политика как особая сфера государственной политики 9 1.2. Международный опыт организации инвестиционной политики. 19 2. НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ КАЗАХСТАНСКО-КИТАЙСКОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 28 2.1. Развитие инвестиционной деятельности Китая: концепции, идеология, стратегии.. 28 2.2. «Экономический Пояс Шелкового Пути» как современная перспектива глобального экономического развития 37 2.3. Казахстанская инвестиционная политика в контексте современных экономических тенденций................................................................................... 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ В настоящей магистерской диссертации использованы ссылки на следующие нормативные документы: Закон Республики Казахстан «Об инвестициях» от 08.01.2003 г. (Утратил силу с 01.01.2016 г.) Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29.10.2015 г. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27.12.1994 г. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008 г. Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (Таможенный кодекс) от 10.06.2010 г. Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13.06.2005 г. Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 04.12.2005 г. Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 24.06.2010 г. Закон Республики Казахстан«Об специальных экономических зонах в Республике Казахстан» от 21.07.2011 г. Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности» от 06.01.2012 г. Закон Республики Казахстан «Об орбитраже» от 08.04.2016 г. Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах Республики Казахстан» от 21.07.2011 г. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ В настоящей магистерской диссертации применяются следующие обозначения и сокращения: АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество ВВП – Валовый внутренний продукт ВКО – Восточно-Казахстанская область РК ЕАЭС – Евразийский экономический союз ЕС – Европейский Союз КНБ – Комитет национальной безопасности РК КНР – Китайская Народная Республика МВФ – Международный Валютный Фонд МНК – Мульти национальные компании OOH – Организация Объединенных Нации ОЭСР –Организация экономического сотрудничества и развития США – Соединенные Штаты Америки СЭЗ – Специальные экономические зоны ТК – Трудовой кодекс РК ТНК - Транснациональная компания ЭПШП – Экономический пояс шелкового пути ЭСКАТО - Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования.Окончание «Холодной Войны» привело к форсированному процессу глобализации. Этатенденция часто объясняется усилением взаимозависимости государств в процессе принятия решений, связанные не только с решениями во внешней политике, но и экономических процессов. В теории, основными драйверами глобализации являются материальные выгоды, которые государства ожидают извлечь из торговли друг с другом. К ним относятся снижение транзакционных издержек, воздействие политики, экономики, технологические достижения в следствии большей конкуренции, увеличения объема прямых иностранных инвестиций и больший экономический и политический вес на международных рынках и учреждениях. Кроме того, отдельные исследователи политологии и политической экономии также отмечали значение географического расположения государств, их стратегических характеристики и географические преимущества в процессе интернационализации, и определяли роль прямых иностранных инвестиций, как одним из основных факторов этой интернационализации. Таким образом, экономические процессы являются одной из жизненно важных сфер государственного управления в особенности в рамках международных отношений с соседями, потому что географическое расположение в совокупности с общими историческими процессами создает условия для взаимовыгодного сотрудничества. История развития Казахстана и Китая была тесным образом связанна друг с другом в течении многих веков и с обретением независимости Казахстаном, получило новое развитие. 3 января 1992 года между Китайской Народной Республикой и Казахстаном установились дипломатические отношения. В 1993 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершил официальный визит в Пекин по приглашению председателя Цзян Цзэминя. В апреле 1994 года две страны подписали свое первое пограничное соглашение, дополнительное соглашение в сентябре 1997 года и свое второе дополнительное пограничное соглашение в июле 1998 года, чтобы отметить 1700 километров общей границы. С тех пор лидеры Китая и Казахстана часто обменивались официальными визитами на высшем уровне поддерживая стратегическое сотрудничество в различных сферах от дипломатических отношений, до культурного сотрудничества и увеличения экономической взаимозависимости. На сегодня Китай является самым крупным внешнеторговым партнером Казахстана. В 2013 г. объем товарооборота вырос на 11% и составил 28,5 млрд. долларовСША. Главами двух государств поставлена задача доведения объемов торговли до 40 млрд. долларов США. Как отметил, в то время находящийся на посту директора Казахского института стратегических исследований, Ерлан Карин к 2016 г. на территории Казахстана работали около 668 компаний с китайским капиталом, что выше показателей 2013 г. на 35%. Кроме того, за 2010-2015 г. Китай находиться на четвертом месте по объемам инвестиций в Казахстан ($10 млрд.), находясь позади США ($14,2 млрд), Нидерланов ($44 млрд) и Швейцарии ($13,2 млрд) [1]. Таким образом одним из ведущих сфер казахстанско-китайского двустороннего сотрудничества является экономическое взаимодействие. Что подтверждает важность изучения развития стратегического сотрудничества Казахстана и Китая с точки зрения процессов экономической политики, и в частности роль прямых иностранных инвестиций в контексте сотрудничества двух стран. Потому что, увеличивающаяся экономическая и социальная взаимозависимость государств влияет на процессы принятия решенийдвумя основными способами. Во-первых, международное сотрудничество обуславливает принятие политических решений на международном уровне. Во-вторых, в связи с увеличением объемови широкую дисперсию иностранного капитала внутри страны, в добавок к центральному регулированию инвестиций, требуетсягосударственное регулирование инвестициями на местных уровнях с целью эффективной реализации проектов. [2, с. 9] Это означает, что государственная политика должна осуществляется на разных уровнях. Таким образом, глобализация влечет за собой сложные процессы принятия экономических решений, которые происходят на разных уровнях, а именно на глобальном, государственном и внутригосударственном уровнях являясь началом растущей многоуровневой системы государственного управления. Частью которого является государственное управление инвестиционной деятельности с учетом основных стратегических интересов страны. Степень изученности проблемы Изучения регулирования инвестиционной политики и роли прямых иностранных инвестиций в научной литературе получили широкий интерес с конца Второй мировой войны, с ростом количества международных, транснациональных корпорация и использования экономического развития в геополитических стратегиях. Начиная с Мирового экономического кризиса во вторую декаду ХХ века и Великой депресии, которые дали начало развитию концепции, разработаной Дж. М. Кейнсом, предполагающее активное государственное вмешательство в экономические процессы с целью поступательного развития страны, зарубежные исследователи начали изучение политического контекста экономических трансформаций. Становление теории инвестиционной политики основывается на трудах таких классиков макроэкономической теории, как А. Смит, К. Маркс, А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, М. Фридман, П. Самуэльсон и других ученых. Теоретические основы государственной инвестиционной политики рассматриваются вработах, российских ученных Л.И. Абалкина, Д.С. Львова, С.Ю. Глазьева, А.А. Водянова, Г.Н. Власова и А.М. Желтова и др, также зарубежных ученных Джейм Джан, Иоахим Карл, Ю Джин и др. Следует отметить что большая часть зарубежных исследований в области национальной инвестиционной политики связанны с политическими стимулами привлечения прямых иностранных инвестиций, яркими представителями которого являютсяКеннет Томас, Ана Лехман, Лиза Джонсон. Казахстанские исследователи государственной инвестиционной политики включают в себя Ордабаев А., Кошанов А., Додонов В.Ю., Нурсеитов А.А., Жапбасова А. и др. Роль инвестиций в развивающихся странах базируется на работахТеодор Морана, Дж. Даннинга, Стефан Хаймера, Раймонд Вернонома, Эдуардо Боренштейна, Роберт Липси , Рональд Финдли, Холгр Гюрга, Дэвид Гринвей и др. Объектом исследованияданной работы являетсяинвестиционная политика Казахстана с учетом специфики инвестиционной политики КНР. Предмет исследования – работа будет включать в себя изучения инвестиционной политики Китая с 1979 года и реформ Ден Сяопина и инвестиционной политики Казахстана с получения независимости до сегодняшнего времени. Цели и задачи исследования Целью данной работы заключается проведения анализа государственной политики инвестиционной деятельности, изучение международного опыта, изучения китайского государственного регулирования инвестиционной деятельности начиная, с представленной Ден Сяопином, политики открытости, в том числе критику других стран относительно китайского присутствия в их экономике, роль концепции национальных интересов и Большой стратегии в формировании инвестиционной политики. В соответствии с поставленной целью было намечено решение следующих задач: - выявить тенденцию трансформацию роли инвестиционных потоков из экономического инструмента в политический; -определить роль геополитики в реализации экономической деятельности; - изучение специфики инвестиционной деятельности Китая в стране и за рубежом; -выявить роль стратегических концепций в реализации инвестиционной политики на примере концепции «Большой стратегии» и «Мягкой силы» Китая; -определить функции государства в защите национальных интересов в инвестиционной деятельности; -определить ключевых национальных интересов Казахстана при реализации инвестиционной политики как страны реципиента, так и страны инвестора; - выявить действия государства в условиях конфликта национальных интересов стран реципиента и инвестора. Методология исследования.В качестве методологической и теоретической основы исследования приняты основные положения междисциплинарных теорий политологии, политической экономии, макро- и микроэкономики. Основой также будет являться современная неоинституциональная теории, согласно которой государство регулирует внутренний рынок социально-экономической, определяя или активно содействуя формированию и развитию других формальных и неформальных институтов общества. В силу специфики исследуемых обьектов работа также основывается на получившей авторитет теории либерализма, неолиберализма как основу теории об инвестиционой политике и причин привлечения прямых иностранных инвестиций. Поскольку следуя либеральным экономическим рассуждениям, страны участвуют в региональных проектах, чтобы полностью развить потенциал их сравнительных преимуществ и создать взаимовыгодное разделение труда. Глобального контекста гегемонии и взаимозависимости в изучении стремлении государств увеличении внешней экономической деятельности. Практическая и теоритическая значимость работы.Основные концептуально-теоретические положения и выводы, а также прикладные рекомендации диссертационного исследования нашли отражение в тезисах и статьях автора на научно-практических конференциях в г. Астане и г. Вроцлав (Польша), где получили положительные оценки. По теме диссертации опубликовано 3 работы общим объемом 1,5 п.л. Научная новизна исследованияТаким образом, изучения роли инвестиционной политики Казахстана в рамках сотрудничества с Китаем станет вкладом в политическое обоснование экономической интеграции государств. Поскольку в силу своей специфики инвестиционная политика зачастую изучается в отрыве от политических реалий, в то время как инвестиции и иностранный капитал обладает высоким политическим потенциалом в странах с переходной экономикой, которым является Казахстан. Структура и объем диссертации. Структура диссертационной работы соответствует логике исследования и включает введение, 2 части включающую в себя 5 глав, разделенных на теоретикую основу исследования инвестиционной политики и практическую часть, заключение, список использованных источников и литературы. Ключевые слова: Казахстан, Китайская Народная Республика, инвестиционная политика, государственное управление, стратегическое партнерство, национальный интерес, геополитика, Большая стратегия, «Нурлы жол», «Один Пояс, Один Путь», Экономический пояс шелкового пути. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ теоретическая основа исследования инвестиционной политики. Инвестиционная политика как особая сфера государственной политики. События 11 сентября 2001 года, вероятно, больше, чем какие-либо другие события представили распространяющийся процесс глобализации в современном мире. Последующая война в Афганистане в 2001-2002 гг., нападение на Ирак в 2003 году, а также последующее восстание и гражданская война и их влияние на глобальную политическую систему стали только подтверждением этого процесса. В котором глобализация связала международные коалиции и транснациональные преступные группировки и события, казалось бы, несвязанных частях мира [3, с. 27]. В последующую декаду мировые процессы также являлись примером тесных связей между различными регионами и странами. Также в 2008 году мировая экономика столкнулась с кризисом. Финансовый кризис начавшийся в Соединенных Штатах Америки (далее - США), вскоре распространился по всему миру. Эти события значительно увеличили напряженную обстановку между странами и стали причиной структурных изменений глобальных сил и роли институтов в глобальной экономике. Таким образом, как отметил Энтони Макгрю «Глобализация как исторический процесс, который включает в себя расширение, углубление, ускорение и рост воздействия всемирной взаимосвязанности. Однако этот процесс очень неравномерен, так что он не только не создает более кооперативный мир, но и создает мощные источники трений, конфликтов и фрагментации» [3, с. 61]. Это также имеет важные последствия для национального государства. Поскольку, глобализация создает условия для международной политической системы.Следовательно, глобализация предоставляет как вызовы, так и возможности. Большая экономическая открытость, прямые иностранные инвестиции и передача технологий открывают потенциальные возможности для экономического роста. Свободная торговля углубляет взаимодействие между различными регионами, что позволяет им производить продукцию в соответствии со своими собственными сравнительными преимуществами. Он также расширяет возможности потребителей, предоставляя более широкие возможности для покупки товаров и услуг из других стран. В этом отношении очень важно иметь в виду, что международная торговля - это не игра с нулевой суммой, в которой одни страны являются победителями, а другие - проигравшими. А скорее возможности, открытые для всех участников процесса, в целях реализации собственных интересов. Экономическая глобализация также предоставляет развивающимся странам возможности в том плане, что она расширяет размер своих рынков для экспорта и привлекает иностранный капитал представленный в виде прямых инвестиций, что способствует развитию экономики как страны инвестора, так и реципиента. Потому как иностранные инвестиции способствуют передаче технологий и ноу-хау, что увеличивает их производительность [2, с. 340]. Сегодня в соответствии со статистикой предоставленной статистикой Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) потоки прямых иностранных инвестиций в 2015 году увеличились до 25% ($1,7 трилл.), достигнув самой высокой отметки с 2007 года. Таблица 1 Глобальный уровень прямых иностранных инвестиций с 1999 г. до 2015 г. Источник: База данных статистики прямых иностранных инвестиций ОЭСР [4, с. 2] Кроме того, значительную роль в глобальном росте сыграли рекордные уровни притока ПИИ в Гонконг, Китай, Швейцарию и Ирландию, а также рекордные уровни оттока из Нидерландов, Швейцарии и Ирландии. Также в соответствии с отчетом в 2015 год, впервые после финансового кризиса притоки в страны ОЭСР и не входящие в ОЭСР страны «большой двадцатки» расходились: приток в страны ОЭСР увеличился, а не являющихся членами ОЭСР страны, снизился. Так, приток прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой, каким является Казахстан в 2015 году снизился до показателей 2005 годав силу сочетания низких цен на сырьевые товары, ослабления внутренних рынков и влияния ограничительных мер. Объем ежегодных ПИИ в Казахстан в 2015 году снизился на 37% с $ 23,7 млрд до $ 14,8 млрд. Однако в 2016 году объем ежегодных ПИИ в Казахстан хоть и поднялся до 20, 7 млрд долларов, но так же остался ниже 2014 года. Таблица 2 Поток прямых иностранных инвестиций по кварталам в период 2014-2016 гг. в Казахстане (Статистика прямых инвестиций по направлению вложения Национального Банка РК). Такая статистика показывает уязвимость экономическое системы перед лицом глобальных кризисов и необходимость развития инвестиционной политики Казахстана с учетом различных факторов. Увеличивающаяся экономическая и социальная взаимозависимость государств влияет на процессы принятия решенийдвумя основными способами. Во-первых, международное сотрудничество обуславливает принятие политических решений с учетом международных соглашений. Во-вторых, в связи с увеличением объемов и широкую дисперсию иностранного капитала внутри страны, в добавок к центральному регулированию инвестиций, требуется государственное регулирование инвестициями на местных уровнях с целью эффективной реализации проектов. [3, с. 9] Это означает, что государственная политика должна осуществляется на разных уровнях. Таким образом, глобализация влечет за собой сложные процессы принятия экономических решений, которые происходят на разных уровнях, а именно на глобальном, государственном и внутригосударственном уровнях. Частью этого процесса является государственное управление инвестиционной деятельности на различных уровнях с учетом основных стратегических интересов страны. Прежде чем начать обзор литературы и основных исследований государственной политики прямых иностранных инвестиций необходимо уточнить определение термина «Прямые иностранные инвестиции». В академической среде принято иметь в виду 3 основных определение термина: 1) определение, сформулированное нормативными документами Международного Валютного Фонда (далее - МВФ) в 1993 году; 2) второе определение сформулировано в документах ОЭСР в 1996 году; 3) третье определенно Конференцией ООН по торговле и развитию (далее - ЮНКТАД) в 2003 году. Так как Казахстан является членом комитета по инвестициям ОЭСР с октября 2016 года. изучение инвестиционной политики в данной работе будет базироваться на втором определении, которое гласит «Прямые инвестиции представляют собой вид международных инвестиций, совершенных резидентом в одной стране (прямым инвестором) с целью реализации своей долговременной заинтересованности в предприятии (предприятии - реципиенте прямых инвестиций), которое является резидентом страны, отличной от страны местонахождения прямого инвестора. Мотивацией прямого инвестора выступает установление долговременных отношений с предприятием – реципиентом прямых инвестиций таким образом, чтобы прямой инвестор мог оказывать существенное влияние на управление этим предприятием» [5, с. 11]. Таким образом иностранные инвестиции в первую очередь предполагают экономическое взаимодействие стран реципиентов и представителей инвестиций. В следующем разделе представлен обзор экономических и политических перспектив науки, используемых для построения теоретической базы. Экономическая перспектива изучения прямых иностранных инвестиций. После Второй мировой войны было предпринято несколько попыток теоретизировать прямые иностранные инвестиции (далее - ПИИ), на основе их эволюции в глобальной экономике. Посредством экономических и политических и даже социальных детерминант и их последствия для страны-реципиента и страны-инвестора, их политики и т. д. В соответствии с этими попытками можно сказать, что существует не одна теоретическая основа, в зависимости от рассматриваемого сектора, региона или страны. Важно также помнить, что теории ПИИ по определению являются междисциплинарными по своему характеру, охватывающими макроэкономику, микроэкономику, промышленную организацию, международную торговлю, международный бизнес, право, финансы, международное развитие, политику и международные отношения. Таким образом, не удивительно, что он пересекается с междисциплинарным полем глобальной политической экономией и его компонентами. С точки зрения макроэкономики, ПИИ делятся на несколько типов: 1. Горизонтальные ПИИ - возникают, когда фирма дублирует свою деятельность в своей стране на одной и той же стадии цепочки добавленной стоимости в принимающей стране посредством ПИИ. 2. Платформа ПИИ - Прямые иностранные инвестиции из страны-инвестора в страну реципиента с целью экспорта в третью страну. 3. Вертикальные ПИИ - происходят, когда фирма с помощью ПИИ перемещается вверх или вниз по течению в различных цепочках создания стоимости, т.е. когда фирмы осуществляют поэтапную деятельность по добавлению стоимости поэтапно по вертикали в принимающей стране[6, с. 372]. Богатая теоретико-методологическая основа прямых инвестиций базируется на работах Даннинга (эклектическая теория), Хаймераи Р. Вернона (теории жизненного цикла продукта).Ученные придерживаются мнения что иностранные инвестиции являются важным элементом экономического развития. Так жепосле эмпирических исследований взаимосвязи между ПИИ и экономическим развитием, экономисты считают,что воздействие ПИИ является комплексным. С одной стороны, ПИИ часто рассматриваются как генераторы занятости, высокой производительности, конкурентоспособности, развития и движение технологий. Особенно для наименее развитых стран, ПИИ открывает возможность увеличения объема экспорта и доступ к международным рынкам и международным валютам, являясь важным источником финансирования. Кроме того, некоторые эксперты поддерживают идеи о том, что ПИИ способствуют повышению конкурентоспособности местных фирм. В микроэкономической теории прямые иностранные инвестиции предполагают более широкий спектр преимуществ нежели государственные инвестиции или другие виды экономической деятельности. Во-первых, потому что ПИИ являются дополнительными источниками капитала используемые в целях расширения экономических возможностей. Во-вторых, ПИИ являются источников внедрения новых технологий и современных методов управления и маркетинга. В третьих, зачастую, ПИИ сопровождаются обучением местного персонала. Американский экономист, профессор Гарвардского Университета Ричард Ирл Кейвс считает, что усилия разных стран по привлечению прямых иностранных инвестиций обусловлены потенциальным положительным эффектом, которые инвестиции могут оказать. ПИИ могли бы повысить производительность, передачу технологий, управленческие навыки, ноу-хау, международные производственные сети, сокращение безработицы и доступ к внешним рынкам. Автор книги «Как прямые иностранные инвестиции влияют на экономический рост» Эдуардо Боренштейн [7, с. 124]поддерживает эти идеи, рассматривая поток ПИИ как способ получения новейших технологий, с большим вкладом в экономический рост, чем этого могли бы достичь исключительно национальные инвестиции. Важность передачи технологий в свои работах подчеркивается также Рональд Финдли, процессор экономики Колумбийского Университета, который считает, что прямые иностранные инвестиции приводят к распространению передовых технологий на местные фирмы. Роберт Липси [8, с. 172], канадский экономист и доктор философии университета Лондонской школы экономики делает вывод о положительном эффекте привлечения инвестиций. Однако автор отмечает тот факт, что не существует последовательной взаимосвязи между запасами ПИИ и экономическим ростом. По его мнению потенциальное положительное или отрицательное воздействие на экономику также может зависеть от политического и социально-экономического климата той страны, в которой осуществляются инвестиции. Также отдельные зарубежные исследователи считают, что иностранные инвестиции могут вытеснять и оказывать негативное воздействие на развитие местных предприятий. Так, Гордон Хансон [9, с. 14], профессор экономики Университета Калифорнии Сан Диего полагает, что положительных эффектов очень мало с точки зрения развития местного бизнеса. Автор предполагает, что появление на рынке иностранного капитала в лице мультинациональных компаний, не обязательно станут толчком для развития местного бизнеса, а скорее наоборот. Такого же мнения придерживаются Холгр Гюрг и Дэвид Гринвей в своей работе «Много беспокойства без причины. Действительно ли местный бизнес получает преимущества от Прямых иностранных инвестиций?» [10, с. 18] утверждают, что большинство эффектов от прямых иностранных инвестиций будут отрицательными. Таким образом, несмотря на то, что многие исследователи пытались объяснить феномен ПИИ, в экономической науке отсутствует общепринятая теория изучения инвестиций. Поскольку существует несколько теоретических рамок для объяснения различных аспектов ПИИ с различных точек зрения, их все здесь рассмотреть невозможно, но суженный фокус по-прежнему будет полезен также применительно к обычным проблемным областям, таким как международная торговля, международное развитие экономическая безопасность и развитие экономик, находящихся в процессе трансформации, которые также имеют непосредственное отношение к глобальной политической экономии и его основным теориям. Важно также отметить, что экономические теории ПИИ изучаются намного глубже в сравнению с политическими теоретическими в силу своей природы. Кроме того, в контексте текущего исследования инвестиционной политики Казахстана необходимо обратить внимание на процессы иностранного инвестирования в инфраструктурные логистические пути и роли государства в регулировании прямых иностранных инвестиций. Политологическая перспектива изучения прямых иностранных инвестиций. Несколько мотивов могут побудить государства инвестировать в логистические другие страны. Для современных торговых стран международные сети жизненно необходимы, чтобы не упустить тенденцию глобализации. Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (далее - ЭСКАТО) заявила: «Точно так же, как либерализация торговли может открыть новые рынки для развивающихся стран, эффективные транспортные системы и маршруты могут увеличить объем торговли и передвижения людей, что способствует более высокому экономическому росту» [11, с. 17]. Следуя этим либеральным экономическим рассуждениям, страны участвуют в региональных проектах, чтобы полностью развить потенциал их сравнительных преимуществ и создать взаимовыгодное разделение труда. Такая политика сцепления, как отмечал Джеймс Розенау, является самоуправляемой. Такие ученые, как Розенау, утверждают, что преимущества в технологии повышают способность к перевозке грузов через границы и что эти достижения, в свою очередь, снижают стоимость дальнейшего участия государства в международных экономических отношениях. [12, с. 253] Представители школы либерализма утверждают, что взаимная экономическая зависимость облегчает сотрудничество между государствами, выгоды региональной экономической открытости переводят внимание правительств от относительных выгодам к абсолютным. Теории регионализма также свидетельствует о том, что не только правительства способствуют интеграции. На надгосударственном уровне частные транснациональные группы интересов также являются ключевыми факторами в развитии трансграничных связей. С этой точки зрения региональные сети являются продуктом постепенного слияния микро-региональных инициатив и преобразования их в региональные цели. Меркантилисты, напротив, утверждают, что государство, инвестирующее в логистические связи с другими странами, руководствуется реалистическими целями. В конце концов государства решают, будут ли реализовываться такие проекты, и в этом случае они ожидают, что эти усилия будут способствовать национальному единству и принесут относительно большие выгоды, чем другим странам. Такие асимметричные выгоды важны, потому что государства обеспокоены балансом сил и потому что контекст ограниченных экономических возможностей заставляет их быть более конкурентоспособными, чем другие государства. Как подытожил Стивен Краснер, «структура международной торговли определяется интересом и силой государств, действующих для достижения максимальных национальных целей» [13, с. 341]. Одним из самых крайних проявлений меркантилизма является империализм, в котором асимметричные завоевания между центром и периферией поддерживаются завоеванием территории. Вслед за дипломатией канонерок имперские власти неизбежно создают каналы, через которые они могут использовать свои феодальные владения: путем расширения возможностей для проецирования военной мощи, получения доступа к природным ресурсам и сбрасывания избыточных товаров. Так, на историческом примере, Уинстон Черчилль хвалил Англию за железную дорогу определяя ее как «яркое видение» имперской власти, завоевания и торговли[15, с. 195]. Гегемония также подразумевает асимметричные завоевания, но вместо завоевания территории гегемонистские державы стремятся контролировать экономические потоки. Гегемонистские державы защищают экономическую открытость и вносят значительный вклад в развитие общих товаров, потому что они ожидают, что их превосходящая экономика позволит им накопить богатство быстрее, чем другие. Гегемония - экономически выгодная альтернатива империализму. Гегемоны избегают больших затрат на подавление военных действий и господство над властями, по крайней мере до тех пор, пока выгоды от торговли перевешивают издержки, связанные с обеспечением ее свободного потока [14, с. 195]. Следовательно, вопреки либералам, меркантилисты утверждают, что современный экономический порядок с его институтами и физической инфраструктурой развился за счет появления великих национальных экономик, которые последовательно становятся доминирующими. Либерализм и империализм образуют основой обширной серии типологий, которые позволяют классифицировать позицию государств в их экономическом взаимодействии с другими странами. Первой переменной, которую необходимо рассмотреть в этом отношении, является степень контроля за подготовкой и осуществлением трансграничных транспортных проектов. Но здесь следует отметить, что роль государств во внешнеэкономической политике не является статичной. Ряд политических экономистов предупреждали, что частные предприятия часто первыми выходят на новые рынки и что правительства только на более позднем этапе решают, соответствуют ли эти виды деятельности национальным интересам и требуют защиты. «Флаг чаще всего следует за торговлей» [15, с. 84]. Таким образом, важно выяснить, участвует ли государство в этом процессе и то, в какой степени новые проекты считаются национальными интересами или вопросом национальной безопасности. Второй переменной является важность относительной прибыли. Либеральные экономисты утверждают, что мобильность всегда полезна, потому что она стимулирует производительность, но меркантилисты склонны рассматривать торговлю больше как игру с нулевой суммой из-за боязни упустить краткосрочные коммерческие возможности и потому что накопление таких потерь может привести к снижению позиции в международный порядок. В-третьих, необходим анализ того, как симметричные взаимодействия являются с точки зрения торговых балансов и состава торговли. В случае асимметричных обменов государство, скорее всего, пересмотрит свои отношения, если оно не принуждено, не соблазнится или не убедится в этом[16, с. 652]. Следовательно, государства оценивают инвестиции в транспортно-логистические пути с точки зрения оценки перспектив и рисков для реализации своих целей и укрепление своих позиций в международных отношениях. Роль политических рисков и политичесикх институтов на потоки прямых иностранных инвестиций. Также помимо роли экономических связей в глобальной политической системе. Недавние работы в области политики прямых инвестиций уделяют особое внимание рыночной политике, способствующей экономической свободе и уровню политического потенциала. Именно эти переменные составляют основу политического исследования прямых иностранных инвестиций. В последнее время в нескольких исследованиях анализировалась взаимосвязь между фундаментальными демократическими правами и ПИИ. Используя различные эконометрические методы и периоды Йенсен [17, с. 616] и Буссе [18, с. 66] обнаружили, что транснациональные корпорации с большей вероятностью будут привлечены странами, в которых соблюдается....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Инвестиционная политика казахстана в контексте сотрудничества с Китайской Народной Республикой
- Исследование процесса совершил культурно-гуманитарного взаимодействия музыкальных Республики Казахстан родовых с Китайской Народной резолюцией Республикой
- Формирование устойчивых конкурентных преимуществ китайской народной республики